Гаряча лінія 0800509001
ua
ua

Юрий Стратович: «Важно всё: в каком возрасте ребенок залепетал, в каком пошел, как и с кем играется»

На вопросы портала «Сиротству – нет!» ответил вице-президент Всеукраинской ассоциации детских психиатров, детский врач-психиатр высшей категории, психотерапевт, специалист по гармоничному эмоциональному воспитанию детей Юрий Стратович.



– Юрий Александрович, что в развитии и поведении ребенка должно насторожить родителей и побудить их показать малыша специалисту по вопросам гармоничного детского развития?


– Для того чтобы ответить на этот вопрос, сами родители должны знать основные этапы развития ребенка в норме. Речь идет о здоровом ребенке, у которого не были диагностированы при рождении или до года жизни какие-либо патологии. Здесь важно всё: в каком возрасте ребенок начал держать голову, ходить, сидеть, агукать, говорить отдельные слова, а затем уже фразы. Зная нормы, можно сориентироваться, когда пора обращаться к специалисту.

Если взять нормального ребенка, без диагностированных патологий, то нормы будут такими. В возрасте 2 месяцев ребенок должен держать голову, в 6 месяцев – сидеть, в 1 год – ходить. Нормы речевого развития у нормального ребенка: в 2-4 месяца – лепет, гуление; 1-1,5 года – первые слова; 1,5-2 года – фразы.

Сейчас готовится к изданию Международное пособие по детской психиатрии, где для специалистов подробно расписаны эти стандарты. Это международное пособие – труд, в написании которого приняли участие психиатры многих стран.

– С какими «тревожными звоночками» чаще всего родители приводят к вам детей?

– Чаще всего обращаются именно по поводу задержки развития речи. И часто – уже с опозданием. Выжидают, полагаясь на заверения знакомых: «Еще выговориться». А задержки речи по причине «не хочет, ленится» или без причины, как правило, не бывает. Это такой же признак какого-либо нарушения или заболевания, как ненормальная температура тела. Задача специалиста – найти причину и помочь ее устранить, назначить лечение. В подавляющем числе случаев это немедикаментозное лечение: работа логопеда, психолога, коррекционного педагога и – что самое важное – самих родителей. И цель этой работы – приведение в норму процесса развития речи ребенка.

– На что еще родителям следует обратить внимание в поведении ребенка, если он внешне развивается нормально, но есть какие-либо «сигналы» того, что его поведение немного отличается от поведения сверстников?

– Наверняка родители и сами придут на консультацию к специалисту, если ребенок постоянно капризничает, плачет, избегает контактов с близкими и окружающими, пытающимися установить с ним нормальные, добрые отношения. Одним из главных критериев оценки психического здоровья ребенка, да и взрослого человека, независимо от личных особенностей развития является его социальная адаптация: поведение в обществе, способность общаться, налаживать контакты с окружающими, жить в коллективе, способность познавать, развиваться, обучаться.

Поэтому родителям важно наблюдать за тем, как играет ребенок: интересуют ли его игрушки, играет он ними или нет, каким образом играет, как он интегрируется в детскую группу – в свою, так сказать, «песочницу», как он воспринимает других детей, понимает ли их, подходит ли к ним, как знакомится с ними, играет ли он с ними или вовсе игнорирует. Нужно смотреть, с детьми какого возраста ребенок предпочитает устанавливать контакты: со сверстниками, с более старшими или же с младшими детьми. Это важно для того, чтобы понять, как и куда движется его развитие.

Если ребенок социально адаптирован, гармоничен в отношениях с социумом и его развитие соответствует норме, то не стоит беспокоиться. Можно просто обратиться к литературе по семейной педагогике. Если вы не можете с этим справиться, видите, что ребенок не может адаптироваться, например, сторониться общества, не играет игрушками, его игры кажутся вам странными или же ему никто не интересен, то это признак социальной дезадаптации, причину которой необходимо найти. Это значит, что следует обратиться к специалисту.

– К какому специалисту – психологу, психотерапевту, психиатру, коррекционному педагогу?

– Я считаю, что лучше сразу обратиться к детскому психиатру. Он видит проблему в целом – возможно, комплекс проблем. Психиатр направит родителей к нужному специалисту. Либо к психологу – на психотерапию и психокоррекцию, либо к логопеду – на речевую терапию или коррекцию и занятия по развитию речи. Или, возможно, к коррекционному педагогу, к дефектологу, который будет заниматься формированием учебного поведения ребенка, готовить его к гармоничному вливанию в социум: в детский коллектив. Возможно, детский психиатр аргументированно предложит вам обратиться сразу к нескольким специалистам.

Детский психиатр – это координатор, который смотрит на проблему в комплексе и может предложить вам вышеперечисленные сервисы: профильных специалистов, которые будут помогать семье преодолевать нарушения или недостатки в развитии ребенка.

В контакте с семьей, в контакте с этими специалистами и будет оказана помощь. Очевидно, как я уже упоминал, потребуется мультидисциплинарная модель помощи – работа команды профильных специалистов, которая поможет ребенку и его семье по всем направлениям. А ее работой будет руководить детский психиатр: он направляет и координирует усилия этой команды. У меня лично есть опыт такой командной работы: я в Донецке руководил таким мультидисциплинарным центром.

– Насколько важна для будущих родителей, которые принимают ребенка в свою семью, информация о биологической семье ребенка, о наследственных заболеваниях, психических расстройствах?

– Если есть такая информация, то она, конечно, не будет лишней, прежде всего не столько для них, сколько для специалистов. Если родители обратят внимание на какие-то негативные изменения в развитии и поведении ребенка, то консультирующий специалист будет учитывать эту информацию при оказании помощи данной семье.

Но если нет никакой информации, не имеется никакой «предыстории» у приемного ребенка, онанеизвестна, то новые родители должны быть готовы к тому, что в любом возрасте у этого ребенка могут проявиться как известные, так и неизвестные им заболевания, которые имеют наследственную составляющую. Не все расстройства и заболевания психики легко заметить и распознать близкому человеку, не специалисту, и даже специалисту не всегда удается диагностировать их «с первого взгляда» на самом раннем этапе – необходимо наблюдение этих нарушений в динамике.

Если же приемным родителям изначально было известно о каких-либо психических отклонениях, которые имели место у биологических родителей ребенка, то им следует хотя бы периодически обращаться к специалисту нужного им профиля или наблюдаться у профильного врача.

Но я подчеркиваю, что не все психические заболевания прямо в 100% случаев передаются по наследству. Я, как специалист, не могу однозначно утверждать, что если у родителей были диагностированы какие-либо отклонения в психике, то непременно такое же отклонение будет наблюдаться и у их детей. Хотя наследственность, безусловно, играет весомую роль в комплексе причин возможного возникновения заболевания у ребенка.

Но само возникновение психического заболевания или расстройства происходит лишь в результате взаимодействия комплекса определенных факторов. Первый фактор – биологический: да, это наследственность, генетика. Второй – психологический: обстановка в семье, воспитание, уровень интеллекта родителей, социально-экономическое положение семьи, ее ниша в обществе. Третий – средовой: это взаимоотношения в семье, в детском саду, в школе.

Я схематично обрисовал биопсихосоциальную модель факторов, которые могут влиять на возникновение психического расстройства или заболевания. Утверждать то, что какой-то один из перечисленных факторов вызвал расстройство или заболевание психики, нельзя.

– А если, допустим, родители принимают в свою семью ребенка, заведомо зная о том, что его биологические родители имели расстройства психики или заболевания, которые могут проявиться и у него. Под влиянием вышеназванных факторов их предугадать, предусмотреть и предотвратить не всегда возможно. Вот полюбили они именно этого ребенка и утверждают, что «готовы на все», готовы к любым испытаниям. Может быть, специалисту следует предупредить их о том, что они переоценивают свои возможности?

– Проконсультироваться со специалистом им стоит в любом случае. И они, конечно, должны все взвесить, даже если речь идет о нормальном ребенке, в анамнезе родителей которого не было ничего настораживающего, – проблемы случаются и у нормальных детей, в том числе у своих родных детей, даже если у родителей не было диагностировано проблем с психическим здоровьем. А тем более, если люди сознательно принимают в свою семью ребенка, биологические родители которого имели расстройства или заболевания психики, и об этом новым родителям заранее известно.

Но если новые родители окружат этого приемного ребенка заботой и любовью, то есть шанс, что заболевание, которое наблюдалось у его родителей, у него не проявится или же проявления этого заболевания будут минимальными. К тому же, к счастью, у нас в стране имеются выше перечисленные службы профильных специалистов, которые помогают семьям, воспитывающим таких деток. Проконсультировавшись со специалистом или наблюдаясь у такового, родители смогут узнать о нужном им сервисе и воспользоваться им. Они уже не останутся один на один со своей бедой.

– В каком возрасте стоит показать ребенка психиатру, если родители видят причины для этого?

– Чем раньше, тем лучше. Это нужно сделать, как только их что-то обеспокоило в поведении или развитии ребенка. Приказ Минздрава еще советских времен о том, что психиатр может осматривать ребенка, начиная лишь с четырехлетнего возраста, уже не действует. Сейчас детский возраст определен так: от «нуля» и до 18 лет. Можно обратиться к детскому специалисту любого профиля, даже если ребёнку не исполнился год. Раннее вмешательство в ситуацию позволяет избежать развития тяжелых форм расстройства, заболеваний, отклонений в развитии.

– Увы, но это факт: и сами взрослые, и семьи с детьми опасаются обращаться к психиатру, мол, поставят на учет как «ненормального», положат в больницу, лекарствами будут пичкать, напишут в карточке диагноз, о котором все узнают и будут смотреть как на «ненормального»…

– Пусть слово «психиатр» никого не пугает. Детский врач-психиатр – это такой же доктор, как окулист, лор. Консультация у психиатра или же наблюдение осуществляются только лишь с согласия родителей или других законных представителей ребенка.

И понятие «диспансерный учет» у психиатра уже практически отсутствует. Медицинская карточка может быть заведена по желанию родителей – консультативная. Им не обязательно получать направление к психиатру у педиатра, здесь возможно самообращение и есть возможность выбрать психиатра. Проконсультировавшись у одного врача, можно пойти еще и к другому, если родители ощущают такую потребность. К тому же, возможно, это будет единственная консультация: если психиатр, пообщавшись с пациентом, в данном случае – с ребенком, определит, что вам «не к нему». Может ведь быть и такое. Но подчеркиваю: лучше родителям быть более внимательными к своему ребенку и не пропустить момент, когда нужно обратиться к психиатру.