Гаряча лінія 0800509001
ua
ua

Любовь Лориашвили: «Курсы для усыновителей – это командная работа и тренеров, и участников, и их семей»

Портал «Сиротству – нет!» уже поднимал вопрос о том, что подготовительные курсы, именуемые в среде специалистов «родительскими», в обязательном порядке рекомендуют проходить не только тем обозначенным в законодательстве категориям лиц, которые намерены принять ребенка в семью, но и всем тем, кто будет фактически принимать участие в его воспитании в данной семье. Напомним, собеседницей портала «Сиротству – нет!» была Любовь Лориашвили, главный специалист отдела методического обеспечения социальной работы Киевского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи (ЦССМ). В предыдущей нашей беседе мы отмечали, что курсы, организованные Киевским городским центром социальных служб для семьи, детей и молодежи, предлагают качественно новый уровень подготовки слушателей. Мы попросили Любовь Лориашвили, которая выступает одним из тренеров, рассказать нашим читателям об этих курсах подробнее.

 

– В чем уникальность курсов, которые проводятся на базе Киевского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи? 

– В регионах аналогичные подготовительные курсы краткосрочны – обычно их проводят в течение трех дней подряд. Это обусловлено, можно сказать, жизненными обстоятельствами: обучение проводит исключительно региональный центр, и участникам, проживающим в районах, нужно как-то до него добраться и где-то остановиться на период занятий. Не каждый может себе это позволить, и организаторы курсов не всегда могут обеспечить участников этими условиями. 

Уникальность же курсов, которые мы проводим при Киевском городском ЦССМ, в том, что имеем возможность готовить участников в течение двух месяцев. В это время мы проживаем и прорабатываем каждую тему вместе с будущими родителями – с теми, кто заменит их ребенку. Курсы включают в себя восемь аудиторных встреч, которые проходят с 10:00 до 18:00. В ходе этих встреч мы разбираем десять тем. 

В районных ЦССМ области аналогичные курсы проводит один специалист. У нас же курсы проводят силами нескольких специалистов: юриста, психолога, социального работника, педагога. В аудитории работают одновременно три тренера, состав их может быть различным: социальный работник + педагог + психолог или юрист + психолог + педагог. Но в этой команде, чаще всего, присутствует психолог, который может уделить время отдельному участнику тренинга, если это кому-либо из участников потребуется. 

Мы также приглашаем на занятия и «мастеров», например, опытных родителей, которые уже приняли и воспитывают ребенка в семье. Мы приглашаем тех, кто получил опыт воспитания сразу нескольких приемных детей еще в 80-х годах прошлого столетия: ведь детские дома семенного типа стали появляться еще во времена Советского Союза и даже имели статус юридического лица, о чем не все знают. Родители-воспитатели тех лет, чьи приемные дети, конечно, уже выросли, могут рассказать о том, как сложились их судьбы. Это очень интересный опыт, из которого курсантам есть что почерпнуть.  

– Почему вы предлагаете прийти на курсы, как говорится, «всей семьей»? 

– Одна из причин – то, что решение супругов (или одного человека, чаще всего – женщины) принять ребенка на воспитание не всегда встречает поддержку среди их ближайшего окружения. Ребенок приходит к обоим супругам, а не отдельно к жене или к мужу, на которого может быть оформлена опека – законодательство позволяет оформить опеку лишь на одного из супругов. Случается, что родственники затем ставят ультиматумы: «В гости к нам с этим «подкидышем» не приходи». Или: «Ты нас, родных детей, без наследства оставляешь, теперь все достанется сироте». Мы должны убедиться в том, что решение взять ребенка в семью одобрили все члены семьи, что появление в семье приемного ребенка не станет затем тяжким испытанием для членов семьи на прочность их взаимоотношений. 

Поэтому важно правильным образом настроить социум, в котором родителю (родителям) придется жить дальше и с которым будет контактировать и приемный ребенок. Важно найти механизм урегулирования отношений внутри семьи, которая принимает ребенка: снятия напряжения между, например, родителями, которые примут в свою семью сироту (или нескольких сирот), и их родителями – бабушками-дедушками, между биологическими детьми, если таковые есть у будущих усыновителей или опекунов. 

Мы рассказываем, какие права и обязанности имеет каждая из сторон в зависимости от вышеперечисленных форм семейного воспитания: как лицо, заменившее биологического родителя – приемный родитель, родитель-воспитатель, опекун, усыновитель, так и вошедший в семью ребенок. Мы разъясняем юридические аспекты, которые сопровождают различные формы семейного воспитания: опеку, приемную семью, детский дом семейного типа, усыновление, чтобы кандидаты приняли осознанное решение о принятии ребенка и определились с выбором той семейной формы, для которой у них есть силы и ресурсы. 

Случается, что, узнав подробнее об аспектах различных форм семейного воспитания, уже на первом занятии человек определяет, что он хочет быть не опекуном, а усыновителем. Или же, например, почувствовал в себе потенциал быть родителем-воспитателем детского дома семейного типа, где будет воспитываться сразу несколько детей. 

Напомню, что мы заинтересованы в том, чтобы в подготовительном процессе принимали участие все лица, которые затем будут принимать участие в воспитании данного ребенка. Прежде всего, мы приглашаем обоих супругов, которые намерены оформить опеку над ребенком, если опеку оформляет супружеская пара. Так как довольно часто эта пара затем и усыновляет ребенка. 

На этом занятии будущие родители изучают фактически собственный ресурс для воспитания ребенка с помощью специального инструмента – «Эко карты». В ней указывается, где и какую помощь они могут получить. Например, они узнают о том, что получить консультацию психолога, социального педагога и юриста могут в центрах социальных службах для детей, семьи и молодежи. Не все это знают. 

В ходе подготовительных курсов мы идем в семьи, смотрим, насколько взвешено участники курсов оценили свои ресурсы, насколько готово их окружение принять их выбор – как отнесется проживающий вместе с будущими родителями, например, взрослый сын к тому, что у него появится братик или сестричка, как воспримут ребенка дедушка с бабушкой. Мы общаемся со всеми членами семьи, которые проживают вместе. В ходе таких индивидуальных встреч участники наших тренингов иногда рассказывают нам то, что не решались рассказать в аудитории. И мы как бы «проживаем» перемены, грядущие в этой семье, вместе с ними. Курсы для будущих приемных родителей – это командная работа и тренеров, и участников, и их семей. 

– Как вы узнаете о том, что человек усвоил какой-то этап занятий, или о том, что ему нужно более детально разобраться в каком-то вопросе? 

– Участники разбирают пройденное на тренингах, готовят презентации и после каждой встречи получают домашнее задание. Им рекомендуют фильмы книги, методический материал, то есть они должны «прожить» усвоенное на занятии. В период между занятиями курсанты могут обращаться за консультацией к тренерам или к специалистам центров социальных служб для детей, семьи и молодежи. Они не остаются один на один со своими возможными сомнениями. Мы поддерживаем с ними постоянную связь. Таким образом, наши курсы – это процесс непрерывной подготовки к принятию ребенка в семью. Можно сказать, что это – процесс воспитания будущего родителя. 

– Как складываются отношения в достаточно большой аудитории слушателей? 

– Конфликтов, как правило, нет. Мы стремимся создать условия для взаимопонимания. Слушатели поддерживают друг друга, успевают подружиться и затем часто крестят друг у друга детей – становятся кумовьями друг у друга или просто дружат семьями. 

– Есть те, кто приходят на курсы с мыслью о том, что они будут оформлять опеку над ребенком, но в процессе обучения меняют планы и решаются стать усыновителями или родителями-воспитателями, создав детский дом семейного типа?  

– Как я уже упоминала, есть. Мы разработали специальную отдельную программу подготовки усыновителей для Киевского городского центра ребенка при службе по делам детей, и семьи в порядке эксперимента формировали группы участников этих специальных курсов из тех, кто планирует усыновление. Иногда, оценив свой ресурс и узнав о юридических аспектах форм временного устройства ребенка в семью такого, как опека, например, или приемная семья, люди начинают задумываться об усыновлении. Они начинают понимать, что в их семью за ребенком может вернуться биологический родитель, может прийти и усыновитель. А усыновление дает им возможность быть с ребенком, к которому они привязались и который, возможно, стал называть их мамой и папой, всю оставшуюся жизнь. 

P.S. Какие темы рассматривают на подготовительных курсах при Киевском городском центре по делам детей семьи и молодежи те, кто решился заменить ребенку родителей, мы расскажем в нашей следующей публикации.