У Криму відкрили Музей історії піратства
Музей черноморского пиратства был открыт в городе Евпатория. Основу самой большой коллекции, посвященной этой проблеме в регионе в античные времена, составили находки, обнаруженные во время археологических раскопок и поднятые со дна моря. Музей стилизован под интерьер античного судна.
Посетители музея смогут узнать об истории мореплавания в Черном море (Понт Эвксинский), узнать о создании морских судов, торговле и мореплавании. Музей находится прямо напротив музея истории Крымской войны на улице Революции, дом 56.
Отголоском пиратских рейдов, совершавшихся еще древними греками в водах Черного Моря, может служить миф об Аргонавтах, которые преодолев множество препятствий, украли золотое руно у Колхидского царя Ээта. Их действия сегодня можно было бы квалифицировать как прибрежный разбой.
Более достоверные сведения о широком распространении пиратства в здешних водах можно найти у древнегреческих и римских авторов: Тимосфена, Плиния, Гераклида, Полибия, Страбона, Овидия.
Пиратством промышляли практически все племена, жившие вдоль побережья Черного моря, оно так же становилось местом действия пиратских рейдов древних греков, как до, так и после Пелопонесской войны. Морской разбой был настолько распространен на Черном море, что по утверждению античных авторов местные крестьяне даже пахали с оружием в руках.
Самыми свирепыми разбойниками на Черном море считались ахейцы, зиги и их соседи гениохи, обитавшие на гористом побережье Северного Кавказа. Основной деятельностью этих племен было пиратство. Даже греческий философ Аристотель писал, что они склонны к убийству и даже людоедству "от природы". В водах от Фасиса до Синдской гавани ни одно судно не могло чувствовать себя в безопасности. Эти племена занимались пиратством не только рядом с местом своего проживания, но и совершали дальние морские походы в Южные и Западные пределы Черного моря. Нападали на города и общегреческие храмовые центры. Правители многих государств из страха предоставляли им свои корабельные стоянки и рынки для продажи пленников и награбленного. Эти племена привлекались для войны с Римской империей, наравне с киликийскими пиратами, царем Понтийского и Боспорского царств Митридатом VI Евпатором.
В самом же Крыму славу пиратов снискало себе племя тавров, они в основном нападали на суда, потерпевшие крушения. Есть предположение, что они заманивали корабли на скалы, зажигая ложные огни. По сообщению историка Страбона всех пленников они приносили в жертву богине Деве: "Сначала они поражают обреченных дубиной по голове. Затем тело жертвы, по словам одних, сбрасывают с утеса в море, ибо святилище стоит на крутом утесе, голову же прибивают к столбу".
Владыки Боспорского царства не раз пытались покончить с этим явлением, иногда это им даже удавалось. Так царю Евмелу (310 – 304 гг.до н.э.) удалось на короткое время победить пиратов и очистить Северное Причерноморье от их кораблей. Древнегреческий историк Диодор с восхищением писал о борьбе Евмела с пиратами. По всей видимости, по эффективности, его действия можно сравнить с удачной компанией против пиратов Помпея, которому удалось очистить моря от этого зла. Однако и триста лет спустя после Евмела и семьдесят после Помпея, римский поэт Овидий упоминает пиратские действия ахеян и гениохов, нападавших с моря на причерноморские города.
Обычной казнью для пойманных пиратов было либо распятие, либо посажение на кол, победители хотели, чтобы смерть их была как можно более мучительной и назидательной для других.
Джерело - https://gazeta.ua