Гаряча лінія 0800509001
ua
ua

Опять в школу

Лето закончилось и, к всеобщему сожалению, ушли с ним радостные и беззаботные деньки школьных каникул. Для учеников, их родителей и педагогов это не просто смена времени года, а наступление сложного периода, связанного с множеством стрессов. Праздник и радость от 1 сентября с наступлением нового учебного года часто заканчиваются на торжественной линейке. Начинаются школьные будни.

Психологи отмечают рост обращений с проблемами, связанными со школой, не только детей, но и целых семей. Ведь порой из-за сложностей построения системы нашего образования «штормит» всю семью, включая бабушек и дедушек.

Врачи-педиатры с окончанием школьных каникул становятся более загруженными работой, так как дети в этот период больше болеют простудными заболеваниями. У некоторых отмечаются обострения проблем желудочно-кишечного тракта и разных хронических недугов. Все это нередко напрямую связанно со стрессом: такая реакция у детей на нагрузку.

Психосоматические заболевания – отклик на ситуацию школьной дезадаптации учеников всех возрастов. К сожалению, нагрузка на нервную систему ребенка в современной школе непосильна. Количество информации, которую нужно усвоить, закрытые помещения, урезание подвижных занятий в пользу интеллектуальных – все это истощает неокрепшую нервную систему ребят. К тому же нередко дополнительное напряжение вызывает атмосфера школы и класса. Не так много учителей заботятся о том, чтобы объединять коллективы, мало внимания уделяется психологическому климату в среде учеников. На это у педагогов часто просто нет времени, да и не всегда есть желание. Поэтому страдания одного конкретного ребенка могут остаться незамеченными для классного руководителя в погоне за программой, уровнем знаний класса, количеством отличников и ударников.

Наши дети находятся большую часть светового дня в школе, где часто нарушаются их эмоциональные и физические границы. Под напором требований, которые к ним предъявляются, оставаться в равновесии удается не всем. Многие не справляются, и как ответ на ситуацию – болезнь. Она может служить своего рода адаптационным механизмом. У каждого ребенка свои защитные механизмы: у кого-то проявляются разного вида неврозы, есть ребята, которые уязвимы к разным инфекциям.

Общаясь много с семьями, в которых есть ученик, я сталкиваюсь с тем, что ребенок не находит поддержки для себя и дома. Родители просто не понимают ситуацию, так как оценки, которые ставят ребенку, часто мамы и папы ставят себе. Поэтому они реагируют особенно болезненно на них. И это не удивительно, если сложить воедино количество записей в дневниках, явно адресованных родителям, частое «отчитывание» за неправильное воспитание на родительских собраниях. Туда же можно добавить телефонные звонки с упреками и жалобами и многое другое. Нередко я слышу от мам, что каждый раз они вздрагивают, когда звонит учительница сына или дочери. В таком поле очень трудно выдержать всем, поэтому в нашей стране не только ребенок идет в школу, а и вся его семья. Родители так и говорят: «Мы пошли в первый класс» или «Мы уже в четвертом». Происходит некая эмоциональная зависимость детей от мам. Если ребенку учиться тяжело, тогда тяжело и его маме.

Когда в системе так много тревоги, родители, загруженные работой и проблемами школы, также не справляются. Они часто начинают оценивать своего ребенка по результатам его контрольных работ или текущих отметок. Меня иногда удивляет то, как родители рассказывают о своем ребенке. Говорят о том, как он учится, какие у него отметки. То есть детей делят на ударников, отличников и троечников. Как будто все другое, что в них есть, уже никого не интересует. Их внутренний мир, потребности, интересы и т.д.

Дети соответственно относятся к себе и другим ребятам. Когда спрашиваешь у третьеклассника, хорошие ли у него ребята в классе, какие у него с ними отношения, малыш говорит о том, сколько троечников, ударников и отличников. Дружит он с ударниками, так как они хорошо учатся. Становится как-то не по себе от этого.

В старшей школе, конечно, приоритеты меняются, но «клеймо» остается навсегда. И с этим отношением к себе вырастает человек.

Родители не всегда придают значение проблемам ребенка, а по сути – просто не верят

Горько слышать от пап и мам, что проблемы их школьника надуманные и у него все в порядке. Хотя ребенок рассказывает о своих тревогах или даже страхах, связанных со школой. Например, один второклассник мне рассказывал о том, что ему страшно выходить на перемену из-за того, что на него сильно накричали в прошлом учебном году – он бегал. И вот он уже второй год не выходит из класса, все перемены проводит за партой. Получается, что мальчик вообще не двигается. И это всех устраивает в школе. Он никому не мешает, проблем не создает, поэтому на это внимание учителя не обращают. Ребенок лишен возможности удовлетворять свою потребность в движении, и к психологу мама обратилась, так как заметила у него определенные симптомы, похожие на симптомы невротического характера.

Другой мальчишка изображает себя на рисунке, сидящим под партой в классе. Его объяснение – я прячусь от всех, так как не хочу ни с кем общаться, потому что другие надо мной смеются. Он каждый день приходит в школу с единственным желанием: спрятаться и дождаться окончания уроков. Учится он плохо. Поэтому его привели к психологу, чтобы что-то с этим сделать.

Можно представить себя на месте ребят, которые проводят по 6-8 часов в среде, где, мягко говоря, не комфортно. Я часто спрашиваю у родителей таких вот мальчиков и девочек, что бы они делали, если бы им пришлось каждый день ходить на работу, где им трудно, где с коллегами отношения не складываются, где постоянно их способности оценивают. Кроме того, их личностные качества осуждают, например, врожденную медлительность или наоборот излишнюю подвижность, на них могут накричать. Ответ всегда единодушен: «Я бы с такой работы ушел». А у ребенка такого выбора нет.

Приемным детям в школе особенно нелегко

Для приемных детей школа – это вообще отдельная, часто грустная, иногда даже трагическая тема. Об этом каждый раз говорят приемные семьи на наших встречах. Причем в разных городах или селах Украины примерно одинаковые отзывы о школе, образовании, жалобы на конфликты с педагогами и администрацией.

К сожалению, больше исключение, чем правило комфортная обстановка, созданная в классе для каждого ребенка. Большая редкость, когда мама или папа могут похвастаться тем, что у них со школой все замечательно, что их сын или дочь чувствует себя в школе хорошо. Мы не говорим об уровне знаний или оценках. Это вообще другая история для приемышей. У них часто не хватает ни знаний, ни опыта, ни интеллектуальных возможностей идти вместе со всем классом. И не редко такого ребенка, который ведет себя агрессивно или заторможено (с него не вытянешь ни слова), даже когда он все знает, хотят вытеснить из класса. Просто убрать, перевести куда-нибудь, так как он не такой, как все. Часто к этому школа подключает родительский комитет, собираются собрания для того, чтобы повлиять на приемных родителей, чтобы они забрали ребенка и перевели то ли в специальную школу-интернат, то ли на домашнее обучение.

Бывает так, что приемного мальчишку или девчонку не любят просто потому, что ребенок отличается, особенно в первое время. У таких ребят попросту нет опыта общения в таком коллективе. Например, ребенок мог ходить в школу изредка, если жил в неблагополучной семье. Или он прожил большую часть времени в детском учреждении, где свои правила, отличные от правил обычной школы. В коллективе «домашних» детей такому приемышу будет нелегко. И это будет сказываться на его поведении, которое имеет за собой цель защититься (иногда самым странным образом), а также на здоровье.

Ребенок не может учиться, если ему не безопасно

Если ребенок попадает в такую неблагополучную для себя среду, испытывая ежедневный стресс, тогда он просто не способен к освоению новых навыков и знаний. Это также невозможно и с точки зрения физиологических процессов.

В момент стресса, когда опасно, организм человека включает защитные механизмы. Надпочечники вырабатывают гормоны стресса, учащается сердцебиение. Сосуды, легкие и желудок – все работает в режиме спасения от опасности. В таком случае у любого человека всего три защитные стратегии поведения: убежать, напасть на противника или замереть, притвориться мертвым.

У ребенка, для которого школа является постоянным стрессом, этот механизм включается – и тогда можно представить, что его системы жизнедеятельности постоянно находятся в экстренном режиме. Становится очевидно, что в таком напряжении трудно запоминать новый материал или отвечать у доски. Поведение ребенка направлено на то, чтобы поскорее сбежать из ситуации или напасть на обидчика, если у него выработан именно такой механизм защиты. Есть и те, которые просто молча отсиживают весь день, как «замороженные». Это их способ справится с опасностью.

Для приемных детей школа – наибольший стресс из-за того, что эта среда для них новая, к ним нередко сложное отношение со стороны учителей и одноклассников. Но и тот объем знаний, который им нужно усвоить, часто просто не под силу, что «загоняет их в угол». У детей с тяжелыми опытом взросления нет того интеллектуального багажа, который есть у «домашних» детей. Поэтому им так трудно и они нуждаются не в дополнительных нагрузках, чтобы догнать все пропущенное, а в дополнительной поддержке, отдыхе и даже другой шкале оценивания.

Но, к сожалению, нечасто у них есть такая возможность, так как программа идет вперед и за ней нужно угнаться. И тогда один стресс накладывается на другой, страх перед неудачами усиливается, и поведение ребенка становится все более проблематичным. Ведь о своих проблемах мальчик или девочка может сказать только с помощью поведения. Но его интерпретируют совсем по-иному: как непослушание, неадекватная агрессия, протест и тому подобное. Тогда получается, что ситуация становится как замкнутый круг. Ребенок из-за ощущения того, что не безопасно, включает все больше защитных механизмов, его поведение становится все более проблематичным, взрослые за это его ругают и наказывают, заставляют делать дополнительные задания из-за того, что он отстал. Стресс увеличивается, запуская все больше проблем. Включается защита, и сложное поведение усиливается.

Кстати говоря, «домашние» дети менее устойчивые к такому стрессу, и они скорее заболеют, чем начнут вести себя плохо. А вот приемные ребята, побывавшие в разных сложных ситуациях, более адаптивны, но их защитное поведение приписывают к плохому характеру или генам.

Для приемного ребенка хорошие отношения важнее качества знаний

Психология приемного ребенка отличается от психологии других ребят. В его бессознательном сохранены отпечатки травмирующих событий, некоторые из которых он вообще забыл. Эти отпечатки включают в некоторые моменты так называемую «кнопку паники», запускающую защитные механизмы: беги, борись или замри. Поэтому независимо от понимания самого ребенка его реакции на ситуации, людей, запахи и звуки будут защитными. Например, мальчик, которого бил папа по голове за то, что он плохо решал математику, не мог долгое время переносить уроки математики в школе. Он все время крутился, ерзал, стремился отпроситься, то есть сбежать. И это происходило независимо от его понимания и логики.

Таких ситуаций может быть много и это стоит учитывать, обращать внимание и пытаться поговорить с ребенком о том, что с ним сейчас происходит, на что это похоже в его жизни.

В случае с этим мальчиком, когда учительница поняла суть его проблемы, она стала подходить к нему чаще, успокаивать, разрешала выйти, если он хотел. Другими словами, она не приписывала поведению ребенка негативный окрас, а помогала справиться. Со временем все выровнялось.

Для приемных семей каждый учебный год становится сложным испытанием. Но, в отличие от других, травмированные дети нуждаются больше в ощущении безопасности, только тогда они смогут адаптироваться. Поэтому, выбирая место, в котором будет учиться приемный ребенок, важно выбирать атмосферу, доброго учителя, понимающих людей.

К сожалению, наша система образования пока не готова принимать детей со сложной судьбой такими, как все. Система хочет, чтобы дети быстро подстраивались под общий шаг и не отставали. Так системе проще. Поэтому очень много сложностей у принимающих семей. Но всегда в любой системе найдутся люди, готовые услышать, понять и поддержать. И приемным родителям, которые ищут таких людей, такую школу, удается найти единомышленников. И тогда приемный ребенок, как зерно, посаженное в удобренную почву, набирает сил и быстро развивается. Ведь ему именно это и нужно, пока он не поверит в то, что в этом мире не так опасно, как он думал.

Автор: семейный психолог, привлеченный эксперт Фонда Рината Ахметова Марианна Лапина.