Дети, лишенные родительской опеки, опаленные войной – дети-сироты Донбасса. Как защищают их права на воспитание в семье, на крышу над головой. Об этом мы попросили рассказать Людмилу Соболевскую, заместителя начальника службы по делам детей Донецкой облгосадминистрации.
- Людмила Владимировна, добавила ли война количество сирот?
- Добавила – их количество увеличилось на 510 человек, в том числе, 20 детей, у которых родители погибли в результате проведения на территории Донецкой области антитеррористической операции. Также прибавилось количество биологических сирот. Если раньше от всего количества детей-сирот было 25 % биологических сирот, то теперь это – 32%. Притом, в основном это те дети, у которых умирают мамы, а отцы их, записанные в свидетельство о рождении со слов мам, фактически неизвестны. Но, если папы не заявляют о своих родительских правах на ребенка, то у таких детей нет проблем с установлением им статуса сироты для дальнейшего устройства в семью.
Стоит отметить, что полтора года назад на законодательном уровне была усилена защита детей, перемещенных на подконтрольную территорию. Детьми, оставшимися без родительской опеки, теперь считаются также дети, родители которых пребывают на неподконтрольной территории или в зоне проведения АТО и не выполняют свои родительские обязанности по причинам, которые нет возможности выяснить. Увы, эти дети усыновлению не подлежат. Но, над ними может быть назначена опека. На сегодня в Донецкой области выявлено 40 таких детей.
Те же 1000 детей, которые с началом боевых действий были эвакуированы из интернатов, домов ребенка и центров социальной реабилитации на безопасные территории (как в Донецкой области, так и в других регионах Украины) все устроены и все защищены. Процесс устройства их в семьи продолжается. Отметим, что 238 детей из них были эвакуированы без документов, подтверждающих их личности и статус сироты, документы не отдали из учреждений, которые остались на неподконтрольной территории. Работу по восстановлению детям данных документов завершили, работа по восстановлению их имущественных прав и подтверждению их статуса (сирот) продолжается в судах.
- Количество сирот, которые воспитываются в интернатных учреждения, выросло за время ведения боевых действий?
- В общей сложности нет. По сравнению с 2010-м годом количество детей-сирот, которые живут в интернатах, уменьшилось на 12%, пять лет назад 25% (четверть) сирот росли в интернатах. Те сироты, которые остаются в интернатах, это чаще всего детки с особенными потребностями – то есть с серьезными проблемами со здоровьем или это братики и сестрички из большой семьи, когда разделить их нельзя, а взять в семью сразу, например, пятерых детей-родственников, не каждый готов.
На сегодня у нас в регионе 5 335 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, включая 626 внутренне перемещенных детей этой же категории, 87% из них растут в условиях семейных форм воспитания: 10% – в приемных семьях и детских домах семейного типа, остальные – под опекой граждан, в основном своих же родственников. Всего на подконтрольной территории воспитываются с приемными родителями 538 детей. В 34-х детских дома семейного типа, где воспитывается от пяти и более приемных детей, растут 224 ребенка. В 192-х приемных семьях воспитываются 314 детей.
Хочу отметить, что, не смотря на то, что эти два года продолжаются боевые действия, процесс усыновления сирот в регионе не прекратился. За 2015-й год, украинцы усыновили 69, а иностранцы 29 детей. Это, конечно, меньше, чем в мирное время: в 2014-м году в Донецкой области было усыновлено 238 детей. Уже за три месяца этого года всего усыновлено 36 детей.
В частности благодаря работе с проектом «Сиротству – нет» мы только лишь за прошедшие три месяца разместили на портале «www.sirotstvy.net» истории 250 детей, которые могут быть усыновлены, а всего на этом портале находятся истории более 800 детей-сирот из Донецкой области. И, благодаря порталу «sirotstvy.net» в этом году в Донецкой области были усыновлены 22 ребенка.
- Какие мероприятия проводятся по сохранению ребенку родной семьи? Специалисты продолжают работать с семьями, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах?
- Да. В 2015-м году были изъяты из семей, где они находились в ненадлежащих условиях, 157 детей, из них 27 отобраны согласно решения суда - без лишения их родителей родительских прав. Таким образом, родителям дан шанс в течение года исправить ситуацию и вернуть ребенка в семью. Кроме того, для того, чтобы сохранить детям, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, их биологическую семью, в этом году в Мариуполе и Дружковке стартует государственный эксперимент по поддержке патронатных форм воспитания. Он предусматривает оптимизацию учреждений социальной защиты детей в течение трех лет. Но, увы, 300 родителей за прошедший год были лишены родительских прав в отношении 338 детей.
- А, как оказывается помощь детям, которые вместе с родителями проживают на линии разграничения? Сколько таких детей?
- По данным переписи, в населенных пунктах вблизи линии разграничения в Донецкой области проживают более 10 тысяч детей. Одним из приоритетных вопросов для областной власти остается обеспечение защиты прав и свобод детей, которые перемещаются из временно оккупированных районов, зоны проведения АТО. В частности, мы признательны тем учреждениям Донецкой, Днепропетровской, Киевской и ряду других областей, которые размещают детей из прифронтовых районов Донецкой области на отдых. Заместитель председателя облгосадминистрации Игорь Стокоз отметил, что необходимо предлагать родителям помощь в перемещении несовершеннолетних на безопасные территории Украины. Хочется отметить и работу гуманитарного штаба Фонда Рината Ахметова, который доставляет семьям с детьми, проживающим в районах у линии разграничения, гуманитарную помощь.
- При перемещении у семей с подопечными и приемными детьми, особенно детских домов семейного типа, где воспитывается минимум пятеро приемных детей, наверное возникает немало проблем по обустройству их на новом месте?
- Безусловно. Самая острая проблема для семей вынужденных переселенцев с приемными детьми – жилье. В Донецкой области, которая наряду с Луганской, пострадала от войны, самым острым вопросом на сегодня остается предоставление жилья для тех, кто вынуждено покинул свои родные места. Власти обязаны обеспечить детские дома семейного типа жильем. Но это сложно. Поэтому ряд семей с приемными детьми проживает пока в арендованном жилье
Проблема защиты жилищных прав перемещенных детей, оставшихся без родительской опеки, также стоит достаточно остро. Как правило, либо у сироты вообще не было никакого жилья, либо закрепленное за ним жилье осталось на неподконтрольной территории. Ранее ребенка ставили на квартирный учет по месту его происхождения. Но, с учетом сегодняшних реалий, служба по делам детей Донецкой облгосдаминистрации инициировали обращение в Министерство социальной политики Украины с просьбой внести изменения в законодательство, которые бы позволили ставить на квартирный учет детей-сирот, попавших в разряд внутренне перемещенных лиц, по месту их фактического пребывания. Например, ребенок, который осиротел в Донецке, был помещен в интернат в Марьинке и уже из интерната в Марьинке переместился в Краматорск, а затем по окончании общеобразовательной школы-интерната поступает учиться в училище или вуз в Мариуполе, далее находит там себе работу. Логично, если этот сирота будет состоять на квартирном учете в Краматорске или уже в Мариуполе. Его ничего не связывает с Марьинкой, где он рос в интернате, и нет на данный момент возможности поставить его на льготный квартирный учет в Донецке.
- Меры социальной защиты и выплаты для внутренне перемещенных лиц «привязаны» к справке вынужденного переселенца. Получают ли такие справки сироты? Не возникает ли проблем с получением такого документа у несовершеннолетнего сироты, который перемещается с родственником, не являющимся ему родителем?
- Этот вопрос решаем: если ребенок перемещается в сопровождении не папы с мамой, а например, тети, бабушки, то бабушка получит на этого ребенка справку переселенца. Сирота-учащийся профтехучилища или студент получит такую справку самостоятельно, предоставив документы с места учебы.
- Много ли детей-сирот осталось на неподконтрольной территории? И возможен ли контроль за условиями их воспитания в интернатах, в семьях усыновителей или приемных семьях?
- Эта цифра не статична, она изменяется. По оперативным данным на начало конфликта на Донбассе количество детей-сирот и лишенных родительской опеки по обеим сторонам линии разграничения было примерно одинаковым. Сейчас количество детей этой категории на подконтрольной территории явно больше, в частности за счет вынужденно переселившихся. Однако, наша служба не имеет возможности осуществлять контроль за оставшимися на неподконтрольной территории детьми-сиротами, где бы они не воспитывались.
Есть и другая проблема: усыновленные дети, которые в связи с боевыми действиями на Донбассе вместе с родителями переехали в другую страну, например, в соседнюю Россию, и не уведомили службу о новом месте проживания. Согласно законодательству, служба по делам детей должна посещать эти семьи или передать информацию о них на новое место проживания. Из увезенных в другую страну 50-ти усыновленных детей, судьбы девяти детей на сегодня нам неизвестны, о чем мы вынуждены были уведомить Министерство иностранных дел Украины.
Также мы вынуждены обратиться в МИД Российской Федерации с просьбой вернуть восьмерых детей, которые были взяты на воспитание в четыре приемные семьи. По закону мы также должны проверять условия проживания этого ребенка и помогать ему, если это требуется. А мы теперь этого сделать не можем. Вывозя приемных детей в другое государство, взявшие их на воспитание семьи нарушили договор, который они подписывали с исполкомами: как раз о выше упомянутых контроле и содействии со стороны службы по делам детей. То есть дети должны быть возвращены на подконтрольную территорию, где будет определена их дальнейшая судьба. Конечно, приоритет будет отдан их устройству в семьи.