Екатерина Костюкова: «Не следует пугаться, едва прочитав диагноз в медицинской карте ребенка»
«Начните с консультации у специалистов, подключив к обследованию ребенка мультидисциплинарную команду. И помните: если рядом с малышом, который не был желанным в своей биологической семье, появляется заинтересованный в нем человек, то последствия очень многих поражений нервной системы можно будет минимизировать», – уверена детский врач-невролог отделения патологии физиологии новорожденных и недоношенных детей Института педиатрии, акушерства и гинекологии Национальной академии медицинских наук Украины, кандидат медицинских наук Екатерина Костюкова. Читателям портала «Сиротству – нет!» врач рассказала о поражениях нервной системы, чаще всего встречающихся у малышей в возрасте до одного года, которые остались без родительского попечения и ждут новых родителей.
– Даже если в медицинской карте ребенка, которого изъяли из другой семьи, указано, что он здоров, то усыновителям все равно следует провести хотя бы минимальное дообследование у специалистов, которым они доверяют. Потому что есть сложно диагностируемые патологии и отклонения в развитии, которые проявляются у ребенка чуть позже, по мере роста. То есть диагноз «здоров» у ребенка, появившегося на свет у матери, которая вела неблагополучный образ жизни или же не планировала эту беременность, чаще всего говорит о том, что малыш просто не имеет каких-то существенных отклонений в своем развитии на момент рождения. Но это не означает, что они не проявятся позже, на каком-то этапе его развития. В этом случае было бы правильным, если родители услышат мнение не одного специалиста, а двух независимых.
Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда так называемыми отказниками становятся именно малыши с различными патологиями.
Наиболее распространенные диагнозы – кровоизлияние в головной мозг, гипоксические поражения нервной системы, а также врожденные пороки развития нервной системы, головного мозга и внутренних органов. Все это, чаще всего, требует оперативного вмешательства, возможно, даже немедленного. Самих диагнозов достаточно много, но остановимся на самых распространенных.
Кровоизлияние в головной мозг
Причин того, что ребенок появляется на свет с кровоизлиянием в головной мозг, несколько. Мы говорим о наиболее распространенных у «отказников».
Если мать не была настроена на рождение ребенка, не желала материнства, то могла вести нездоровый образ жизни во время беременности, не состоять на учете по беременности и даже не обращаться за медицинской помощью при родах. В этом случае ребенок может родиться преждевременно, часто ослабленным и страдает в самом процессе родов, которые, случается, происходят без своевременной помощи квалифицированных медицинских работников. В процессе родов у младенца может произойти кровоизлияние в головной мозг, которое вызывает поражение нервной системы. Последствия могут быть как тяжелыми (вплоть до того, что ребенок никогда не будет самостоятельно себя обслуживать), так и минимальными. Медицинское заключение о тяжести последствий кровоизлияния может сделать только тот специалист, который будет консультировать данного ребенка.
Врожденные патологии и аномалии
У родителей, которые употребляли алкоголь и наркотики, ребенок страдает еще во время своего внутриутробного развития. И это обстоятельство сказывается на развитии всех его органов и систем. Могут быть и пороки развития, включая недоразвитость каких-либо органов, или аномалии в развитии таковых. Это когда органы не просто немного нестандартного размера, а принципиально по-другому выглядят и устроены. Это может касаться кишечника, сердца, мозга, конечностей…
Очевидные пороки диагностируются сразу после рождения, и сразу же назначаются мониторинг и лечение.
Отставание в развитии функций
Иной раз поражение не сопровождается какими-либо визуальными изменениями. То есть на первый взгляд у малыша, который появился у матери, употреблявшей алкоголь или наркотики, все органы и системы вполне сформированы и выглядят стандартно. Однако не исключено, что развитие их функций будет отставать. К сожалению, очень часто это касается именно нервной системы.
Например, у ребенка сформирован мозг, и на первых порах его мозг нормального размера. Но со временем мы видим: отставание в росте головы, отставание в приобретении функций. То есть ребенок растет, а уровень его интеллекта отстает. Малыш отстает в развитии, что не было предсказуемо в первые часы его жизни. Поэтому новым родителям малыша, появившегося у биологических проблемных родителей, следует дообследовать его сразу, а в дальнейшем мониторить его состояние по мере роста.
Синдром отмены
Кроме того, у матери, которая не прекращала употреблять алкоголь или наркотики во время беременности, малыш может появиться на свет с врожденным синдромом зависимости алкогольной или наркотической. Врачи на профессиональном языке называют это синдромом отмены – когда ребенок перестал получать долю упомянутых токсических веществ, которые он получал внутриутробно, начинает их требовать. Это как «ломка» у наркотически зависимого человека.
Синдром отмены у малыша, как правило, проявляется в первые часы жизни: младенец беспокойный, плаксивый, раздражительный. Он кричит и не успокаивается без очевидных предпосылок к тому. Неонатологи и педиатры, заподозрив синдром отмены у малыша, для уточнения диагноза подключают к наблюдению мультидисциплинарную команду специалистов: неврологов, кардиологов при необходимости. По мере проявления этого синдрома маленькому пациенту назначается постоянный мониторинг и лечение.
Если новые родители занимаются таким ребенком, то у них однозначно есть шанс минимизировать последствия травм, которые он получил во время внутриутробного развития, а возможно, и во время родов.
Но при этом новым родителям следует учесть: если клетки мозга малыша получали алкоголь и недополучали питательных веществ, развитие мозга будет иметь определенный предел. Этот человечек, образно говоря, скорее всего, не станет гениальным пианистом или шахматистом. Но может стать любящим сыном своих родителей и социализированным членом общества, сможет обслуживать себя и выполнять посильную работу, которая обеспечит ему хлеб насущный, если новые родители сразу займутся его здоровьем и развитием.
Поэтому задача новых родителей – вовремя показать ребенка специалисту, а лучше нескольким профильным специалистам и заняться педагогической коррекцией по мере его развития. Как заниматься с ребенком – тоже подскажет специалист.
Повышение внутричерепного давления
Это дисбаланс, когда в голове вырабатывается жидкости больше нормы либо всасывается ее меньше нормы. Жидкость внутри черепной коробки в определенном количестве необходима, она выполняет трофическую функцию и функцию очищения мозга от продуктов работы клеток. Но если ее больше чем надо, она начинает давить на разные отделы мозга и вызывает какие-либо неврологические нарушения. Она может влиять на двигательную сферу, может появиться снижение или повышение мышечного тонуса. Ребенок с такой проблемой беспокоен, криклив, часто срыгивает – таков компенсаторный механизм.
Диагноз может звучать по-разному: ликвородинамические нарушения, гипертензионный гидроцефальный синдром. Родители обычно начинают выяснять, что это означает, и находят в интернете – может потребоваться нейрохирургическое лечение. Но операция понадобится при самой тяжелой форме этой патологии. Потенциальные родители, не выяснив всех деталей у врача, впадают в панику. Начинают думать, что они не справятся, и часто опасаются брать такого малыша. Однако тяжелые последствия наступают, если ребенка не лечить либо если это тяжелая форма течения болезни поражения. Но она не всегда такова.
На самом деле повышение внутричерепного давления – очень распространенная ситуация. Это следствие комплекса определенных факторов, здесь нет единственной, главной причины. Это состояние может быть вызвано чем угодно: образом жизни, минимальными нарушениями здоровья матери даже в случае желанного ребенка.
И если своевременно оказать помощь ребенку с диагнозом «повышение внутричерепного давления», то это состояние достаточно хорошо поддается лечению и может практически не вызывать никакого неврологического дефицита. Но, безусловно, с этим придется обратиться и походить к врачу, пройти курс лечения.
Нарушение психического развития
Это широкий спектр возможных нарушений в развитии, из-за них также боятся принимать в семью ребенка. Но эти нарушения, обусловленные состоянием здоровья матери или вызванные в процессе родов, могут быть как тяжелыми, так и минимальными.
И здесь стоит критически подойти к указанному диагнозу, ведь врач объективно пишет то, что он видит. Однако даже если в медицинском заключении указано тяжелое поражение нервной системы, то новым родителям не стоит сразу делать выводы о том, что этот малыш останется тяжелым инвалидом. В такой ситуации однозначно необходимо проконсультироваться со специалистом, а лучше (как мы говорили) с двумя независимыми специалистами, чтобы правильно оценить перспективы развития малыша. Возможно, первоначальный диагноз можно снять, потому что он может быть вызван вовсе не физиологическими причинами (отставание, может, и не связано с поражением головного мозга, а с дефицитом ухода и внимания). Ребенок не получал с рождения достаточного ухода, внимания, общения – его оставила мама в медицинском учреждении.
Дело в том, что в больнице и детском доме малыш получает только необходимый уход. К сожалению, в нашей стране таким деткам не могут обеспечить персональный уход, то есть постоянный уход какой-то одной медсестры, няни за одним малышом. Поэтому «больничный» ребенок не получает необходимого для нормального развития количества общения и информации, не получает достаточно стимулов для развития. Почти весь день, кроме часов кормления и переодевания, переворачивания, массажа, ухода и купания, он может только лежать и видеть белый потолок, небо в окне, то есть внешняя информационная стимуляция мозга в его палате отсутствует. А без таковой мозг ребенка развивается очень медленно. Поэтому оставленный в раннем возрасте в больнице малыш всегда будет немножко отставать в развитии эмоциональной и двигательной сфер, даже если у него нет каких-либо серьезных неврологических нарушений.
А если ребенок надолго остается в детском учреждении, то нарушение психических функций может быть достаточно ярко выраженным. Дети могут быть нервными, у них страдает формирование ощущения зависимости от взрослого человека, формирование привязанности к главным взрослым: маме, папе, потому что таковых в учреждениях нет.
Если же малыша забирают из детского учреждения в семью, где им начинают заниматься, общаться с ним, то у него наблюдается интенсивный рост познавательной функции. Конечно, он будет немного отставать от своих сверстников в течение одного-двух месяцев, а может, полгода и год. Этот период может быть разным. Задержка в развитии двигательных функций может сопровождать ребенка в течение первого года жизни. Но если любящие родители начинают заниматься малышом, то он имеет шанс догнать своих сверстников или вплотную приблизится к их уровню развития. Ребенку необходимо внимание. И дома, где у малыша появляется любящая мама, которая носится с ним сутки напролет, его развитие, если не было серьезных поражений мозга, становится заметно интенсивней.
Грозный диагноз – еще не приговор
Дело в том, что деткам, которые подлежат усыновлению, как правило, ставят, на первый взгляд, грозные развернутые диагнозы. Они соответствуют объективной картине, которую видит врач. Например, годовалый ребенок развит как шести- семимесячный. Но это ведь, как мы говорили, может быть вызвано не патологией, а дефицитом ухода и внимания в медицинском учреждении, где малыш может находиться достаточно долгий срок. Подобный диагноз – не приговор, он может легко и быстро меняться. Часто эти диагнозы не соответствует потенциальным возможностям ребенка. Главное – не пугаться, не переоценивать, но и недооценивать их. Важно проконсультироваться со специалистами, не полагаться на мнение только одного врача, который видел ребенка, возможно, лишь один раз, а не наблюдал за ним в течение какого-то времени.
Безусловно, больше шансов на лучшее будущее у того осиротевшего малыша с упомянутыми выше диагнозами, у которого вскоре после появления на свет появляются новые любящие родители, которые заинтересованы в нем и интенсивно им занимаются. Чем раньше у сироты появится контакт с новой мамой, тем больше шансов минимизировать последствия. И ключевую роль – я подчеркиваю – играет здесь не только лечение, но и индивидуальный уход за малышом, постоянный контакт с ним. Чем скорее ребенок все это получит, тем больше шансов, что «страшные» диагнозы, установленные по объективной картине его состояния и развития, могут быть нивелированы – вплоть до небольшого неврологического дефицита или даже сняты. Дети, которые с самого начала сопровождаются поддержкой заинтересованных в них людей, развиваются лучше.