Гаряча лінія 0800509001
ua
ua

Владимир Лис: «Истории обретения ребенком новой семьи на портале «Сиротству – нет!» вдохновляют усыновителей»

20.07.2017

Начальник Службы по делам детей Львовской областной государственной администрации Владимир Лис рассказал читателям портала «Сиротству – нет!» Фонда Рината Ахметова о том, как обстоят дела с устройством детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в семьи в Львовской области.
 

– Владимир Владимирович, статистика говорит, что на сегодня в Львовской области наибольшее количество кандидатов в усыновители. А сколько при этом детей-сирот? Что, с вашей точки зрения, нужно сделать для того, чтобы уменьшилось количество детей, которые растут в интернатах?

– Кандидатами в усыновители во Львовской области зарегистрированы 174 человека. Это, действительно, самое большое количество кандидатов в усыновители по Украине. Но… 56 кандидатов готовы взять ребенка в возрасте до десяти лет. А десять кандидатов настроены только на ребенка в возрасте до 6 лет. И только лишь 14 кандидатов согласны усыновить подростка старше 10 лет. Но сомневаюсь, что многие готовы усыновить девушку или юношу 16-18 лет. А вне семейных форм воспитания у нас как раз подростки постарше. К тому же многие из них имеют братьев и сестер, и зачастую это большие семейные группы. А также это дети, которые имеют тяжелые недуги. Детей с инвалидностью усыновляют, к сожалению, нечасто.

– Но в регионе все же есть те, кто берет в свои семьи детей с особыми потребностями?

– Есть. В основном детей с особыми потребностями берут в приемные семьи и детские дома семейного типа. Это пока не массовое явление, но такие факты есть. Среди детей с особыми потребностями, которых взяли в семейные формы воспитания, есть с тяжелыми формами заболеваний таких, например, как детский церебральный паралич. Обрел приемную семью и незрячий ребенок. Хочу отметить, воздавая дань уважения людям, которые дают семью детям с такими тяжелыми недугами, что они буквально преображают их. Отрадно наблюдать за тем, как через два-три года жизни в приемной семье эти детки расцветают. Улучшается состояние здоровья и, конечно же, настроение, они адаптируются к жизни и обретают настоящее счастливое детство!

– А сколько в области сирот, которые подлежат усыновлению? Где воспитываются эти дети, ожидая новых мам и пап?

– В Львовской области 521 ребенок подлежит усыновлению. Однако большая часть – 337 детей, данные которых находятся в базе, – устроены в различные формы семейного воспитания: взяты под опеку, в приемные семьи, в детские дома семейного типа. В интернатах у нас остается 174 сироты, столько же, сколько и усыновителей. Но, как я уже отметил, по объективным причинам «распределить» детей, которые растут вне семейных форм воспитания, между кандидатами в усыновители никак не получиться.

– Какой выход вы видите в том, чтобы помочь подготовиться к взрослой самостоятельной жизни тем детям, которые растут в интернатах и вот-вот покинут их стены? Могут ли помочь наставники?

– Безусловно! Еще задолго до принятия закона о наставничестве в нашем регионе под эгидой религиозных общин и волонтеров появились те люди, которых можно считать наставниками – старшими товарищами. Они сопровождают какого-либо сироту-подростка индивидуально. И это – дружба длиной в жизнь. У нас были определенные наработки, а с появлением Закона о наставничестве, думаю, к этому движению присоединится еще большее количество тех, кто не может усыновить сироту или принять его в свою семью, но хотел бы помочь ребенку, идти с ним рядом по жизни.

Службы по делам детей нашего региона всегда сотрудничали и сотрудничают с теми, кто фактически осуществлял функции наставников. Мы время от времени встречаемся и координируем свои усилия, вырабатываем программу совместной деятельности. Результатом этого стало создание межконфессиональной рабочей группы, куда вошли представители различных религиозных течений и общественных организаций, которым небезразлична судьба сирот-подростков. А на данный момент мы создаем интерактивную карту, на которой будет обозначено, где и какие организации территориально приближены к интернатным учреждениям, в которых нужны наставники. Ведь наставник может работать не только с ребенком, но и с его семьей, из которой он временно изъят. Он может посодействовать тому, чтобы эта семья решила свои проблемы, и ребенок снова жил вместе со своими кровными родителями. И я полностью согласен с тем, что законодательная база предусматривает, что наставник должен пройти соответствующую проверку и обучение, чтобы его, не опасаясь, можно было допускать к детям.

– С вашей точки зрения, в интернатных учреждения региона находится много подростков, которые нуждаются в наставниках?

– Очень много. В Львовской области 163 интерната различных типов, которые, к сожалению, не пустуют. В них содержатся почти 4,5 тысяч детей, из которыхпорядка 500 могут быть усыновлены. Остальные, почти все, – сироты при живых родителях. Это дети, чьи семьи состоят на учете в службах по делам детей как семьи, оказавшиеся в сложных жизненных обстоятельствах.

То есть беспризорность мы побороли, увели детей с улиц, благодаря в том числе и программе Фонда Рината Ахметова. Фонд приобретал дома для тех, кто решался создавать детские дома семейного типа. Но так называемое «социальное сиротство», к сожалению, пока остается проблемой №1.

– Как можно бороться с этим явлением?

– Мои многолетние наблюдения (24 апреля этого года исполнилось уже 19 лет, как я работаю в этой сфере) дают мне основание утверждать, что чаще всего семья попадает в сложные жизненные обстоятельства из-за того, что родители ведут асоциальный образ жизни, злоупотребляют спиртным. И сроки, которые даются им на исправление, иной раз неоправданно велики. В результате – ребенок, который мог бы получить статус сироты и попасть в нормальную семью, годами находится в интернате и приобретает этот статус на пороге взрослой жизни, когда фактически уже не может заинтересовать усыновителей. Я считаю, необходимо установить сроки, в которые семья должна найти выход из этих своих сложных жизненных обстоятельств. От трех месяцев до года. Не более. Такого срока, считаю, для взрослого человека достаточно, чтобы найти необходимую помощь и выбраться из жизненного кризиса, вернув в семью своего родного ребенка. Увеличены эти сроки могут быть лишь по очень серьезным, ненадуманным причинам. Дети, взятые под опеку, содержаться в интернатах не должны вовсе.

– Кто может помочь специалистам службы по делам детей увидеть объективную картину положения дел в семье, которую поставили на учет как попавшую в сложные жизненные обстоятельства? Увидеть, чтобы понять, старается ли эта семья решить свои проблемы и вернуть детей или же нет.

– Социальные работники, ряды которых недопустимо поредели после сокращения, были для нас незаменимыми источниками информации в этом вопросе, так как они посещали семьи и видели ситуацию изнутри. Также мы ориентируем руководство центров социально-психологической реабилитации и интернатов немедленно сигнализировать нам, если они видят, что родители не посещают ребенка, находящегося в этих учреждениях. Если после выходных ребенок возвращается из родного дома подавленным, значит, стоит поинтересоваться, почему он не чувствует себя в своей родной семье «как дома». Случаи, когда дети растут в интернатах годами, необоснованно не получая статус сироты, мы серьезно анализируем и делаем выводы, составляем план мероприятий, который поможет исправить ситуацию. Мы прилагаем усилия, чтобы обнаружить неблагополучные семьи вовремя и решить, какая помощь им нужна для того, чтобы их дети не стали воспитанниками интернатов. Для этого служба по делам детей налаживает коммуникацию с районными властями, активными общественными и религиозными организациями, составляет ту самую интерактивную карту содействующих нам организаций, о которой я уже упоминал.

– Какие формы устройства детей, оставшихся без родительской опеки, преобладают в Львовской области?

– Опека, попечительство, затем усыновление, приемные семьи, затем уже детские дома семейного типа. Обратите внимание: усыновление у нас идет сразу же после опеки, то есть жители нашего региона активно усыновляют детей! На сегодня во Львовской области 98 приемных семей, 35 детских домов семейного типа. Кроме того, одна общественная организация, которая работает под эгидой Греко-Католической Церкви, выиграла грант на проект, в рамках которого появиться пять детских домов семейного типа. Два дома для ДДСТ, которые возводятся в рамках этого проекта, уже в стадии строительства. Есть у нас два детских дома семейного типа, переехавшие из зоны конфликта на Донбассе. Каретниковы и Бузивки.

В прошлом году на Рождество семью Бузивок посещал президент Украины. Это была очень теплая встреча. Это уникальные люди, которые первое время были поселены нами в центре социально-психологической реабилитации, сразу же по приезду стали обустраиваться, засучив рукава. Волонтеры помогли купить им дом, они уже сами делают в нем ремонт, развели хозяйство. Ни на что ни разу не жаловались, молодцы – одним словом!

– Кандидатам в усыновители, проживающим в Львовской области, портал «Сиротству – нет!» помогает найти детей?

– Безусловно! Сегодня мы сотрудничаем с несколькими порталами, призванными помогать усыновителям найти деток, которые станут членами их семей. Мы работаем над тем, чтобы «приблизить» сирот к потенциальным кандидатам в усыновители. Следим за обновлением базы. Мы открыты для всех организаций и порталов, которые содействуют процессу устройства детей в семьи. Но хочу отметить, что портал «Сиротству – нет!», с которым мы работаем с самого его открытия, был первым. Специалисты программы объясняли будущим родителям, какие документы нужно собрать, с чего начинать, чтобы обрести свое человеческое счастье. А трогательные истории обретения ребенком новой семьи, которые появляются на портале «Сиротству – нет!», неизменно вдохновляют усыновителей. Многие усыновители признавались нашим сотрудникам в том, что решились на этот шаг именно после того, как прочли такую историю на портале «Сиротству – нет!».

И отдельно хочу отметить футбольный клуб «Шахтер», команда которого еще недавно играла во Львове. По инициативе руководства клуба воспитанники интернатов, малообеспеченных, многодетных семей и детки из приемных семей и детских домом семейного типа могли посещать арену «Львов», смотреть матчи «Шахтера». Более того, автобусы клуба подвозили на стадион детей из разных районов области. Такая акция была по-настоящему щедрым подарком для маленьких жителей Львовской области.