Гаряча лінія 0800509001
ua
ua

Светлана Клочко: «Им настоятельно рекомендуют вернуться вместе с детьми на территорию Украины, но ничего не гарантируют»

17.12.2016

Летом 2014 года, спасая детей от войны на Донбассе, в Российскую Федерацию, на территорию Автономной республики Крым и в Республику Беларусь выехали 35 приемных семей (ПС) и детских домов семейного типа (ДДСТ).

– Точной цифры о количестве вывезенных за пределы Украины детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, из Донецкой и Луганской областей в связи с проведением АТО нет. Вернее, есть точная информация о количестве приемных семей и детских домов семейного типа, так как они находились под обязательным социальным сопровождением и пофамильные списки по ним сохранились. Точно могу сказать, что из Донецкой области в Россию выехали 5 ДДСТ и 13 ПС, в которых воспитывалось 52 ребенка, – поделилась с порталом «Сиротству – нет!» Светлана Клочко, экс-заместитель начальника Службы по делам детей Донецкой областной военно-гражданской администрации. – Куда хуже ситуация с информированностью о перемещениях опекунов, попечителей и подопечных детей. Здесь цифра вывезенных за пределы Украины детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, может быть в пределах тысяч человек.

Такие данные Светлана Клочко привела в своем докладе на общественных слушаниях с участием премьер-министра Украины Владимира Гройсмана и членов правительства Украины на тему «Дети, которые нуждаются в особой защите государства: ключевые аспекты реформирования государственной политики», организованных по инициативе Международной благотворительной организации «Надежда и жилье для детей».
 

– Светлана Леонидовна, что на сегодняшний день известно об этих ПС и ДДСТ? Кто занимается их проблемами, обеспечением прав и свобод детей, гарантированных им законодательством Украины?

– Это одна из очень болезненных и актуальных на сегодняшний день тем, потому что на уровне центральных органов исполнительной власти Украины их проблемами серьезно пока никто не занимается, ссылаясь на то, что раз уж они выехали за пределы страны, то сделать для них украинская власть ничего не может. Самое печальное, что приемных родителей и родителей-воспитателей детских домов семейного типа действующая власть рассматривает едва ли не как… похитителей детей, которых они незаконно вывезли за пределы государства.

– А насколько законны были их действия тогда, в 2014 году? И какова была, на Ваш взгляд, их мотивация – вывезти детей именно на территорию сопредельных государств?

– Вывозили они детей на законных основаниях, так как действующие в Украине нормы законодательства дают право приемным родителям, родителям-воспитателям ДДСТ, опекунам и попечителям пересекать границу государства с приемными и подопечными детьми. При этом следует учесть очень важный факт: в мирное время эти взрослые спасли детей от сиротства. А в военное время на них легло бремя спасения детей, которых им доверило государство Украина, еще и от войны. В 2014 году решения они принимали спонтанно и действовали, как могли.

Дело в том, что в начале боевых действий на Донбассе процесс эвакуации детей, семей происходил очень хаотично: государственные структуры не были готовы к вызовам, обрушившимся на население в связи с обстрелами жилых районов.

Надежное плечо в вопросах спасения и вывоза приемных, опекунских семей и детских домов семейного типа из охваченных войной областей представителям власти подставили в то время общественные и благотворительные организации, волонтеры и просто неравнодушные люди. Ключевую роль здесь сыграл Фонд «Развитие Украины», взявший на себя не только эвакуацию, но и вопросы временного размещения семей с детьми на мирных территориях.

Но в условиях тяжелейших обстрелов семьи часто не имели возможности ждать помощи, поэтому самостоятельно выезжали с минимальным количеством вещей туда, где жили их родственники, знакомые, друзья, братья по вере и т. д. Естественно, эти семьи зачастую оказывались на постсоветском пространстве – в соседних государствах. И судить приемных родителей и родителей-воспитателей за то, что они спасали жизни и здоровье детей, как могли, нельзя.

– Власти Украины установили контакт с семьями, находящимися на территории стран бывшего СНГ? Знают об их проблемах? Пытаются помочь их решить?

– Сегодня, со слов приемных родителей, им в ультимативной форме предлагают вернуться вместе с детьми на территорию Украины. Но куда? Ведь туда, откуда эти семьи перемещались, они зачастую вернуться не могут: на территории их прежнего места проживания идут боевые действия, а значит, есть угроза жизни и здоровью и взрослых, и детей. Кроме того, у некоторых из них прежнее жилье разрушено. Да и территории остаются неконтролируемыми, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

На мирной территории, куда их призывают вернуться, у этих семьей ни постоянного, ни временного пристанища, конечно же, своего жилья нет. Передать обратно государству, пусть даже временно, это, – читай, в интернат или в центр реабилитации, детей, ставших не по крови, но по душе им родными, родители категорически отказываются. А каковы будут последствия такого возврата для детей? Ведь они тоже привязались к своим приемным родителям.

Гарантий предоставления жилья ПС и ДДСТ, хотя бы временного жилья, на мирной территории Украины никто не дает. А ведь речь, напомню, идет о семьях часто многодетных, в которых воспитывается до 10 детей. Не дает повода для оптимизма и тот факт, что у многих ПС и ДДСТ, которые в 2014 году выехали на подконтрольные Украине территории, жилищная проблема до сих пор не решена.

– А существует ли статистика по семьям, которые переместились в мирные регионы Украины? Как обстоят дела у них?

– По данным Минсоцполитики, на территории, подконтрольной Украине, в различных регионах проживают 109 внутренне перемещенных ПС и ДДСТ, в которых проживают 309 детей.

Из Донецкой области, в частности вследствие военного конфликта, переместились в мирные регионы Украины 84 ПС, в которых воспитывается 156 детей, и 20 ДДСТ, в которых воспитывается 118 детей.

Следует отметить, что благодаря профессионализму и неравнодушию представителей Киевской облгосадминистрации и Службы по делам детей Киевской облгосадминистрации, которую возглавляет Сергей Андрияш, 8 ДДСТ Донбасса уже получили ключи от благоустроенных домов, специально обустроенных для их размещения.

В вопросах предоставления жилья для перемещенных ДДСТ качественно работает Запорожский городской совет и Запорожская городская Служба по делам детей, которую возглавляет Наталья Сиворакша. В Запорожье предоставили квартиру одному ДДСТ из Донецка, дом их полностью разрушен прямым попаданием снаряда. В скором времени ожидает новоселья и ДДСТ г. Харцызск Донецкой области, которому городские власти пока предоставили временное жилье.

Однако повезло не всем. Так, из выехавших в связи с началом боевых действий на Востоке страны из Донецкой области, 16 детских домов семейного типа, в которых воспитывается 130 детей, после долгих мытарств по городам и весям мирной Украины так и не смогли найти себе пристанище и адаптироваться. В результате они вынуждены были вернуться назад в охваченный войной регион, отдав предпочтение имеющемуся у них жилью в зоне АТО…

Хочу отметить, что эти семьи сменили три-пять-семь (!) мест временного проживания, прежде чем принять такое нелегкое решение.

– Что известно о тех ПС и ДДСТ, которые продолжают жить на территории России, Беларуси, Крыма?

– Мне удалось сохранить контакт с некоторыми выехавшими семьями. Со слов этих родителей, я могу судить о проблемах, которые, полагаю, касаются всех ПС, ДДСТ, находящихся сегодня на территории Российской Федерации, Автономной республики Крым и города Севастополя.

Дело в том, что в Российском законодательстве отсутствуют такие понятия, как «приемная семья», «детский дом семейного типа» и соответственно «приемный ребенок» или «ребенок-воспитанник ДДСТ». Следовательно, законодательством Российской Федерации не предусмотрены и права, и льготы, полагающиеся им по украинскому законодательству. А также не предусмотрены ежемесячные выплаты детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения, которые находятся в ПС и ДДСТ, и точно также – приемным родителям и родителям-воспитателям – за воспитание детей.

На данный момент эти семьи оказались между двух огней. С одной стороны они боятся властей той страны, на территории которой фактически проживают, а с другой – точно также боятся и пристального внимания со стороны Украины, так как, кроме репрессивных мер, ничего с Родины не ожидают.

Повторюсь, украинская сторона, к сожалению, не пытается установить с ними контакт, конструктивный диалог, помочь в решении проблем, дать возможность отчитаться о том, что дети живы и здоровы, определить проблемные вопросы и направить совместные усилия на их решение.

По моим наблюдениям, в течение 2,5 лет наше государство не подавало признаков озабоченности положением дел в этих семьях, не искало возможности выполнить в отношении детей, граждан Украины, 52-ю статью Конституции, которая гарантирует детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения, полное государственное обеспечение.

Родители-воспитатели и приемные родители со своей стороны пытались выйти на связь с украинскими властями, чтобы сообщить о своих проблемах и найти пути их решения.

Для выхода из этой, на первый взгляд, тупиковой ситуации, для данной категории детей и семей сегодня очень важно определить нормой законодательства орган опеки и попечительства, который был бы уполномочен принимать от них заявления, отчеты, имел бы другие права и обязанности, защищающие интересы украинских детей, проживающих за рубежом.

– Какой орган государственной власти на сегодня должен установить контакт с выехавшими за пределы Украины ДДСТ и ПС, узнать о текущем положении дел в них, заняться поиском решений насущных проблем и определить тот орган опеки и попечительства, который будет защищать интересы украинских детей данной категории, проживающих сейчас за рубежом?

– Этим вопросом должны заниматься представители Министерства социальной политики Украины и Министерства иностранных дел Украины. Кроме того, на мой взгляд, целесообразно вопросы обеспечения прав и свобод детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, вывезенных подальше от войны приемными родителями и родителями-воспитателями за пределы Украины, ставить и детально оговаривать во время работы Минской переговорной группы. Эти проблемы, как мне видится, можно и нужно в ближайшее время разрешить мирным путем.