Проститься, чтобы встретиться вновь... БЛОГ Алены Лукьянчук. Координатора Психологической службы Гуманитарного штаба Рината Ахметова
«Жизнь коротка. И надо уметь. Надо уметь уходить с плохого фильма. Бросать плохую книгу. Уходить от плохого человека. Их много. Дело не идущее бросать. Даже от посредственности уходить. Их много. Время дороже. Лучше поспать. Лучше поесть. Лучше посмотреть на огонь, на ребенка, на женщину, на воду…».
Эти слова Михаила Жванецкого по сути – квинт-эссенция всей нашей жизни. Нет ничего ценнее времени и нет ничего ужаснее, чем тратить его в ущерб себе, потому что все можно восстановить и выстроить заново, кроме времени. Оно уходит безвозвратно.
Деньги, люди, работа, знания – все можно найти, заработать, выстроить снова и снова, начиная с начала. Только отмеренные десятки лет нашей жизни мы не сможем вернуть, как и то, что с нами делает время.
Но мы так устроены, что нам необходимо время для некоторых событий и процессов, происходящих в жизни. Эти процессы очень естественны, хотя нами и нелюбимы. Расставание, прощание, символическое завершение естественных процессов так необходимых, потому как, не завершив старое, мы всегда будем на него оглядываться и тащить с собой в настоящее, находясь ни там, ни здесь.
Это касается и отношений с людьми, и других отношений с прошлой жизнью. Любой развод – это маленькая смерть, потому что он лишает нас уже привычно выстроенного настоящего. А "развод" с городом – это как развод сразу со всей своей привычной жизнью и возможным будущим, которое мы планировали.
Сейчас многие, кто переехал, кто покинул свой город, все еще не смирились с новой жизнью, и сохраняют мысль, что "мой город самый лучший, и я обязательно туда вернусь, а здесь все не так". И, конечно, полюбить другой город невозможно, потому что это символическое предательство. Отчасти все так и есть, но не совсем.
Родной город навсегда останется с вами, но цепляясь за его память, мы лишаем себя настоящего в том месте, где живем. Получается, что мы не живем, а зависаем между прошлым и настоящим в ожидании. А время идет, "новое" не выстраивается, "старое" не возвращается.
Проститься, чтобы вернуться
Я всегда буду помнить мой родной город с его большой театральной площадью и уютным "старым городом". С "белым домом", где я пряталась от отца среди больших колонн. Мы всегда проходили мимо, чтобы совершить этот ритуал, поиграть в прятки среди белых колонн. Я часто выигрывала или отец давал мне возможность почувствовать, что он никак не может меня там найти. Я всегда буду помнить степной воздух, когда ранней осенью ветер пронизывает город насквозь, и появляется ощущение, что ты перед ним совершенно нагой и беззащитный. Я всегда буду помнить и любить памятник "мужику на коне", как я обозвала его в детстве, не сильно тогда разбираясь в героях, и закаты, которые можно наблюдать часами, если сесть у его подножия.
Я всегда буду помнить мое первое знакомство с Донецком, который всего за несколько лет буквально на глазах расцвел парками, улицами и фонтанами. Я всегда буду любить его набережную. В те короткие мгновения, всего за несколько минут до того, как стемнеет, смотреть, как над Кальмиусом потихоньку собираются тени уставшего города, и огни высотных домов зажигаются один за другим.
А за ними словно по цепочке загораются фонари на аллее. Лавочки вдоль променада постепенно пустеют от детей и заполняются влюбленными парами или просто гуляющими людьми, такими же очарованными этим местом, как и я.
Донецк всегда противоречив. С одной стороны – могуч и суров терриконами и заводами, с другой стороны – для меня в нем всегда было много нежности. И в зелени парков, и в волшебных закатах возле «Донбасс Арены», и в цветных фонтанах в центре, и на особенно уютном бульваре Пушкина.
Все это навсегда мое, останется со мной, и я буду любить это всегда. Но сейчас мы не вместе. И это не что иное, как расставание, но я верю, что временное. Хотя, говоря правду, расстаемся мы навсегда, потому что встречаемся мы всегда другими людьми, с другим опытом. Все в нашей жизни навсегда…
Надо уметь это признавать. Потому что, расставаясь навсегда, мы можем научиться встретиться вновь именно с теми людьми, городами и теми местами, которые есть "сейчас", а не в нашей памяти. И в этом случае не будет места разочарованию, а будет новая встреча.
Прощание с тем, что и так навсегда с вами, поможет выстроить настоящее, ваше "сегодня" именно с теми людьми и с тем местом, которые сейчас рядом с вами.
«… Я скучаю по дому. Знаешь, там и дороги родные, и дома ярче. И волосы мне там красят лучше, чем здесь…», – горько говорит мне клиентка. Потом смотрит на меня и так же горько смеется от понимания, что хранит верность "самому лучшему", что есть дома, и что новый парикмахер никак не виноват, что он не "домашний"…
"Завершение" = "Пустота"
Известный психолог Блюма Зейгарник провела серию экспериментов, цель которых состояла в сравнении запоминания завершенных и незавершенных действий. Она готовила эти эксперименты очень серьезно, разрабатывая стратегию и тренируя свое поведение и невербальную экспрессию. В своих экспериментах Зейгарник предлагала испытуемым 18-20 заданий, половину из которых им разрешалось завершать, а другая половина прерывалась ею, ссылаясь на нехватку времени. После завершения последнего задания испытуемых просили вспомнить все задания, которые они выполняли. Процесс воспроизведения заданий проходил спонтанно. В результате оказалось, что испытуемые вспоминали незавершенные задания чаще, чем завершенные.
Феномен лучшего запоминания незавершенных действий был назван эффектом Зейгарник. Этот феномен показал, что незавершенные действия создают напряженную заряженную систему, которая стремится к реализации и приводит в действие процесс запоминания. Блюма Зейгарник пришла также к очень важному заключению, что напряженно-заряженная система, созданная незавершенными действиями, влияет не только на поведение и память, но и на целостную интрапсихическую сферу личности.
Другими словами, все "незавершенное" всегда будет "преследовать" нас.
Завершение – это признание всего того, что было: и хорошего и плохого, а также отсутствие ярких чувств и горечи по этому поводу. Мы интегрируем этот опыт и чувствуем пустоту стороннего наблюдателя своего прошлого для того, чтобы быть активным участником своего нового "сегодня".
Надо ли прощаться с любимыми местами, городами, людьми? Да. Для того чтобы снова с ними встретиться. Или не с ними, но встретиться с новой жизнью, которая обязательно будет. Потому как все "старое" уже ушло, и необходимо принять этот факт, чтобы очистить место для всего "нового". Как бы болезненно это не было. Потому что самое ценное в этой жизни – время и наши воспоминания.
Сохраняя верность прошлому, мы обесцениваем настоящее в том виде, в каком оно у нас есть сейчас. А настоящее – это все, что у нас есть.
ИСТОЧНИК



